Черная каменица – загадка на века…

Без сомнений, «Черная каменица» является одним из самых известных архитектурных памятников Львова. Но оставим на потом очевидные факты исторической ценности этого здания и поговорим о его названии. Возможно, Вас это разочарует, но детских страшилок, типа: «в черной-пречерной каменице, жили черные-пречерные люди…» рассказать не получится, иначе это будет полным вымыслом. Конечно, сама каменица окутана разными легендами, но ее название все же подтверждают некоторые исторические факты. Так вот, «черной» каменицу во Львове стали называть лишь в 19 веке, это после 300-т лет ее существования. Доныне так и нет однозначного мнения, откуда же произошло это «черное» название. Кто-то убежден, что на протяжении веков свинцовые белила, которые наносили как основу для полихромии (многоцветной раскраски в архитектуре), окислились под воздействием воздуха и света, и именно так образовался черный цвет. Кто-то утверждает, что своим цветом здание обязано черному соку от кожуры зеленых грецких орехов – этот хитрый метод использовали когда-то в декоративной отделке. Отбрасывают специалисты версию, что дом построили из обыкновенного белого песковика, который со временем стал черным, поскольку впитывал в себя пыль и грязь площади Рынок, а еще печной дым: до 1960-го года тут топили углем. Так, по крайней мере, говорят. А еще ходят слухи, что сейчас каменицу просто красят в «радикальный черный». Но, какими бы не были эти предположения, своим черным цветом и магическим названием, кроме архитектурной и исторической ценности, каменица влечет не одно поколение львовян и гостей города уже пятую сотню лет. 
Когда-то на этом участке стоял средневековый дом, уничтоженный при пожаре в 1511 году. Владелец участка передал его своему зятю Андрею из Киева, который возвел здание, известное как Киевское. Дом опять сгорел во время пожара в 1527 году, но его восстановили и назвали Кошнеровским. В 1588 году владельцем участка стал итальянец с о. Хиос Томаззо дэ Альберти, который снес старое здание и на протяжении 1588-1589 гг. свел чудесную 2-х этажную ренессансную каменицу. По мнению львовских исследователей авторами проекта могли бать Петро Барбон, Павло Римлянин или Петро Красовский.     
С 1596 года владельцем дома становится  купец и аптекарь Ян Лоренцович и его жена Регина, которые достроили третий этаж каменицы и открыли тут одну из первых во Львове аптек.
В 1675-1677 годах по приказу тогдашнего хозяина дома, доктора и секретаря самого короля Яна ІІІ Собеского Михаила Анчевского проводят реконструкцию здания. Архитектор М. Градовский устанавливает на карнизе портала – скульптурку Божьей Матери. Над окном сеней – фигуру Мартина – патрона доктора Анчевского, на карнизе большого окна бюро – св. Станислава Костки, канонизированного в нач. 18 века, патрона молодежи, покровителя и защитника города от пожаров. На капителиях боковых пилястров – фигуры Яна из Дукли – мифичного спасителя Львова и святого Луки – патрона докторов. Геральдический картуш ( лев с мечем) – в лавровом обрамлении, на картуше выбиты буквы - М.А.- S.R.- M.D.- CL. ( «Мартин Анчевский, секретарь короля, доктор медицины, советник львовский»). Этот фасад дома уважаемого доктора будто представляет собой давний аналог современного профиля в соцсетях: все предпочтения, статус и личные данные представлены на «публичное обозрение». Мартин Анчевский любил «светскость» и имел на это все причины. Он отличался ораторским талантом и трижды приветствовал приезд во Львов королей. Его дочь вышла замуж за доктора Анжэе Шимоновиче, но жизнь супругов, которые стали следующими владельцами каменицы, не сложилась счастливо. Часто, среди дня горожане слышали крики из дома, а по лестнице летали шляпы. Женщина была психически нездорова.  
Владел каменицей и знатный род Никоровичей. А уже с середины 19 века в доме жили люди разного статуса и здание начало приходить в упадок. Лучшие этажи – второй, третий, четвертый – занимали чиновники или же богатые люди нанимали жилье для своих детей, которые учились во Львове. В одном из помещений проживал директор театра, в другом – солистка оперы Каролина Морская. На нижних этажах жила «городская беднота».
Когда будете осматривать «Черную каменицу», обязательно обратите внимание на узенькуя каменную лавочку перед входом. Здесь, когда-то сидел сторож, а чтобы он не засыпал «на службе», лавочку сделали максимально неудобной.   
В 1926 году «Черную каменицу» купил город и устроил в ней исторический музей имени короля Яна ІІІ Собеского. Музейная традиция не прерывалась с того времени – уже 89 лет в каменице действует исторический музей, о котором стоит рассказать подробнее.
Первый этаж - комната-прихожая, где сохранились со времен Средневековья  деревянные балки на потолке и два красиво отделанных портала. В этом зале собраны портреты выдающихся личностей, так или иначе связанных со Львовом (Корнякты, Боимы, Бернатовичи, Маратовичи). Посетители могли увидеть орудия палача и городские клейноды, нумизматические экспонаты, давние печатки.
В центре комнаты размещен макет старой Ратуши, Королевской каменицы и королевский арсенал.   
Небольшой боковой зал рядом представлял портреты известных львовян-художников 18-19 веков. Следующим был цеховой зал, два окна которого выходили во двор. Тут сохранились экспонаты, демонстрировавшие уровень развития ремесел (кубки, печатки, крестики, колокола, мастерштуки - их должен был сделать каждый ученик, чтобы его приняли в цех), а также давние сундуки, выставленные вдоль двух стен. Красивый портал комнаты украшала алебастровая резьба со страстями Христовыми. На стенах висели флаги цехов и знаки цехмастеров. 
Второй этаж каменицы не сохранил давней отделки. Посетители могли тут ознакомиться с развитием Львова, его институциями на рубеже 19-20 веков. В прихожей висели портреты львовян 19 века.
Главный зал отдали под экспозицию иконографически-топографической коллекции: виды города, начиная с 17 века, его панорамы, планы, литографии, рисунки, давние фотографии.  Еще – медали, отличия, жетоны, которые выдавались по особенным датам в истории города. 
А еще при музее был Лапидариум (каменные остатки давних порталов и других архитектурных отделок).
Сегодня в помещениях музея экспозиции отделов истории украинской диаспоры (2 этаж), освободительной борьбы Украины (3 этаж), истории западноукраинских земель второй половины 19-20 веков (4 этаж), фондовые и служебные помещения.
Посетите непременно жемчужину ренессанса, одно из самых красивых зданий Украины, знаменитую «Черную каменицу». Вы увидите ее еще издалека. Она как классическая дама в черном, среди нарядно одетых соседок-камениц, с особенным достоинством, уверенная в своем величии, с удовольствием ждет Вас!